Консультативно-диагностический Центр на Лахтинской улице
ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера» Минздрава России
+7 (812) 507-54-54
Запись на прием
Запись на прием

Синдром офисного работника

Синдром офисного сотрудника, или «офисный синдром», как по-другому его называют,  можно встретить в международных публикациях, это - сложный симптомокомплекс. Симптомокомплекс чего? Нарушений систем и органов работающего населения в условиях офисов, под воздействием вредных факторов рабочей среды.

Этот термин все чаще и чаще начал появляться среди медиков, и он обусловлен тем, что в больших городах, да и не только, более 50% населения заняты умственным трудом.

На самом деле, эта проблема не новая, и ей озадачились еще в XX веке. Прогресс идет, и  жизнь в мегаполисах становится интенсивнее, поэтому происходит распространение этого синдрома у работников современных офисов, а также у различных категорий работников социальной сферы, преподавателей, врачей, и сотрудников кабинетно-офисных служб: экономисты, сотрудники банков и т.д. Умственный труд предполагает не только наличие  определенной комфортности - стол, стул, кофе-машина, монитор и «мышка» и так далее, но и различную степень умственно-напряженной работы. Человек проводит свой рабочий день в этих комфортных условиях, но в статическом положении от 8-и до 13-и часов, а иногда и дольше. Соответственно, появляются разнообразные нарушения в самочувствии работника. На сегодняшний момент работа в офисе не предполагает какое-либо освобождение по гендерному признаку. У всех поставлены задачи, и все имеют большую нагрузку – как психоэмоциональную (умственную), так и статическую. К сожалению, все проявления данного синдрома не щадят ни мужчин, ни женщин, поэтому 50 на 50.

Какие факторы риска  приводят к появлению симптомов « офисного синдрома»? Это:

Большое скопление людей

Стрессы

Неправильное питание

Ненормированный график

Обширное количество аллергенов

Неудобное  (вынужденное) положение человека на рабочем месте и гиподинамия (минимум движений)

Проявление синдрома всегда полиморфно. То есть не бывает, чтобы человек пришел и сказал: «У меня болит спина, потому что я долго сижу». Нет, у него болит спина, голова, тяжесть в ногах, нарушение аппетита - ему плохо, он не может работать, он не может сосредоточиться, нарушается сон, потому что положение лежа – тоже статическое положение. Он просыпается и не чувствует себя отдохнувшим. И начинается этот патологический круг – круг спазма, боли и эмоционального выгорания.

У офисных работников выявляются проявления стрессовых реакций вплоть до синдрома эмоционального выгорания и различных заболеваний, требующих обязательного лечения. 

Понятия «синдром эмоционального выгорания» и «офисный синдром» не являются медицинскими диагнозами. 

Синдром эмоционального выгорания возникает в результате воздействия хронического стресса на рабочем месте, это - относительно стойкое состояние с постоянной причиной и симптомами. Клинический опыт показывает, что синдром выгорания может проявляться по–разному – в зависимости от  уровня самоотверженности, с которой человек справляется с рабочими задачами. В зависимости от этого выделяют три подтипа синдрома выгорания: «суетливый», «неполноценный», «изнуренный». «Суетливый» подтип характеризуется высокой перегруженностью работой, затратой на нее большого количества времени. Обычно это люди, работающие более 40 ч в неделю. Они отличаются повышенной амбициозностью и занимаются решением более широкого спектра задач, чем все остальные. Для таких работников чрезвычайно важны успехи и достижения, и они готовы рисковать собственным здоровьем в погоне за хорошим результатом. «Неполноценный» подтип характерен для работников, чей труд является рутинным и монотонным, и проявляется равнодушием, скукой, отсутствием интереса к работе и энтузиазма. Такие работники считают, что их личностные качества не важны в работе и не видят для себя перспектив роста. «Изнуренный» подтип определяет сотрудников, которые страдают из–за длительного отсутствия повышения по службе, а также контроля за их работой со стороны начальства и признания их усилий
 

Какие же проявления «синдрома офисного сотрудника» в повседневной активной жизни, тем более, в жизни мегаполиса?

Среди болезней офисных работников можно выделить следующие группы заболеваний:


1. Мышечно–скелетные боли в спине, шее, поясничной области, в  верхних  и ( или в нижних) конечностях.

Если обратиться к факторам риска возникновения мышечно–скелетных болей, связанных с рабочей средой, то их можно разделить на 4 группы:

-индивидуальные, -физические, -клинические,  и -психологические. 
К индивидуальным факторам относятся женский пол, низкий уровень образования, недостаток сна, курение, длительное вождение автомобиля. 
В числе физических факторов – длительное статическое положение спины, шеи и руки, которое приводит к возникновению мышечного спазма в подлопаточной области, мышцах шеи и в нижней части спины. Также к ним можно отнести стереотипность движений, несоблюдение эргометрических условий на рабочих местах, длительную работу за компьютером и неудобную позу. 
К клиническим факторам относятся сколиоз, недостаточное физическое развитие, недостаточная выносливость мышц спины, нестабильность позвоночника, аномальная подвижность позвонков. Длительное положение сидя приводит к уменьшению выраженности поясничного лордоза, увеличению давления на переднюю часть диска и растяжению его задней части, растяжению связок и капсул фасеточных суставов, нарушению гидратации и кровоснабжения диска, нарушению тонуса мышц спины и брюшного пресса. 
К психологическим факторам, связанным с работой, относят высокий уровень стресса, большой объем работы, неудовлетворенность работой, отсутствие способности влиять на рабочую ситуацию, низкий уровень поддержки от коллег или руководителей. Отдельную группу составляют психосоциальные факторы, которые анализируются в рамках концепции «стиля работы» 
 
2. Головные боли. Причины: стрессы, длительная работа за компьютером, непроветриваемые помещения, ненормированный рабочий день, недосыпание.

Головные боли у офисных работников хорошо известны. В основном это головные боли напряжения, цервикогенные головные боли и мигрень. В их развитии играют роль практически те же факторы, что и в возникновении мышечно–скелетных болей, но особое место занимает возникновение мышечного спазма. В патогенезе головной боли в целом и головной боли напряжения и мигрени в частности ключевую роль играет образ жизни. Существуют исследования, при которых была выявлена прямая взаимосвязь между возникновением головной боли и такими факторами, как употребление алкоголя, уровень физической активности, отношения на работе, курение и индекс массы тела. Также изучалось влияние уровня физической активности на возникновение и течение цервикогенной головной боли у офисных служащих и возможности профилактики головной боли посредством специальных упражнений (ЛФК)

3. Синдром «компьютерной мыши» (запястный туннельный синдром, синдром карпального канала) – в ведущей руке у офисного служащего в течение длительного времени находится компьютерная мышь и возникают такие симптомы, как парестезии, боль, слабость в кисти, отек кисти.

Неудобное положение руки в сочетании с ее длительным изгибом в запястье и большим количеством мелких стереотипных движений приводит к стойкому напряжению мышц и нарушению кровообращения. Это влечет за собой гипоксию и отек нерва, его сдавление в канале запястья. Считается, что большему риску подвергаются те пользователи, у которых при работе с клавиатурой кисть разогнута на 20° и более по отношению к предплечью. 
Синдром карпального канала проявляется болью, онемением, парестезиями и слабостью в руке, кисти. Боль и онемение распространяются на ладонную поверхность большого, указательного, среднего и 1/2 безымянного пальца, а также на тыльную поверхность указательного и среднего пальца. Вначале симптомы возникают во время работы за компьютером, а затем онемение и боль появляются и в состоянии покоя, иногда возникают ночью. В запущенных случаях симптомы могу приобретать перманентный характер, что значительно сказывается на работоспособности служащего и часто является причиной временной нетрудоспособности от нескольких месяцев до нескольких лет. 

4. Сердечно–сосудистые заболевания (атеросклероз, гипертоническая болезнь, аритмия и др.). Причины: неправильное питание, злоупотребление кофе, курение, гиподинамия, ожирение, стрессы на работе, неправильный режим дня и др.
5. Синдром «сухого глаза», включающий в себя такие симптомы, как покраснение, усталость глаз, сухость глаз, ощущение «песка» в глазах. Причины: длительная работа за компьютером, кондиционированный воздух офисных помещений, аллергены.
6. Заболевания желудочно–кишечного тракта (гастрит и язва желудка, хронический колит и др.). Причины: нерегулярное, неправильное питание, злоупотребление кофе, курение, воздействие стрессовых факторов.
7. Заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхит, пневмония, частые простудные заболевания). Причины: кондиционированный воздух в офисных помещениях, большое скопление людей на ограниченной территории, аллергены (пластик, пыль).
8. Заболевания кишечника и органов малого таза (хронические воспалительные заболевания органов малого таза (геморрой и трещины прямой кишки, хронический простатит у мужчин, хронический эндометрит, сальпингоофорит у женщин). Причины: гиподинамия, длительное сидячее положение, приводящее к застою в венах малого таза.
9. Ожирение. Причины: неправильное питание, малоподвижный образ жизни, ненормированный рабочий день, корпоративное общение посредством ICQ, телефонных звонков.
10. Варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит. Факторы риска: малоподвижный образ жизни, неправильное положение ног при работе в офисе («нога на ногу»), курение.


Как этого избежать?

Каждые 3 часа – 15 минутный перерыв в работе.

Главное: сменить привычную вынужденную позу- это поможет снять  мышечное напряжение и разгрузить мысли

Небольшая разминка в середине рабочего дня

Витаминные перекусы - дважды в день делайте паузы, чтобы зарядится энергией( фрукты, соки)

Регулярно проветривайте помещение- это поможет избежать головную боль

Но, если офисный синдром дал о себе знать- обращайтесь к врачу